Конструкция колёс, являющихся неотъемлемой частью автомобилей, претерпела много изменений. Деревянные обода, на которые когда-то монтировались шины, постепенно эволюционировали, со временем превратившись в высокопрочные диски, изготавливаемые из стали или лёгких сплавов.
Но и сегодня конструкция этих комплектующих, продолжает совершенствоваться.
Даже автомобилисты, купившие машину в стандартной комплектации, со временем начинают задаваться вопросом, какие колёсные диски лучше выбрать для автомобиля.
В этом нет ничего удивительного, поскольку детали, совмещающие практические и декоративные функции, позволяют:
- Изменить внешний вид машины, добавив ей индивидуальности;
- Улучшить эксплуатационные характеристики транспортного средства.
Предложений много. Ежегодно только что вышедшие на рынок или уже хорошо известные производители представляют новые коллекции. Что должен знать автовладелец, чтобы не ошибиться с выбором?
Основные разновидности
В настоящее время промышленность выпускает четыре наиболее распространённых разновидности колёсных дисков:
- Штампованные. Их производят из упрочнённой листовой стали.
- Литые, изготавливаемые из сплавов алюминия или магния.
- Кованые. Ковка алюминия сопряжена с определёнными сложностями, однако позволяет упрочнить лёгкий металл.
- Комбинированной конструкции. В этом для производства компонентов используются различные технологии литья и обработки давлением.
- Разборные, состоящие из нескольких деталей, собираемых в единый узел.
У всех перечисленных вариантов есть свои достоинства и недостатки.
Штампованные колёсные диски
Наиболее доступные по цене, такие изделия постепенно утрачивают популярность у владельцев дорожных автомобилей. Зато они пользуются спросом у хозяев внедорожной техники.
Дело в том, что предназначенные для передвижения по скоростным магистралям низкопрофильные шины при наезде на препятствие не способны защитить от повреждений мягкие обода из листовой стали.
Металл сминается, и, как следствие, происходит:
Разбалансировка колёс. При нарушении баланса повышается износ покрышек, ухудшаются ездовые качества машины.
Разгерметизация бескамерной резины, нередко становящаяся причиной потери управляемости и дорожно-транспортных происшествий.
Все эти напасти не страшны обладателям внедорожников, устанавливающих на свою технику высокопрофильные, а иногда и арочные покрышки с прочным несущим каркасом. В этом случае:
- Риск повреждения штампованных колёсных дисков сводится к минимуму.
- При передвижении на малой и средней скорости по пересечённой местности нарушение балансировки не играет значимой роли.
- При своевременном обнаружении замятия края повреждения удаётся устранить, прокатав обод на специальном станке.
Поэтому такой вариант целесообразно выбирать тем, кто регулярно эксплуатирует технику в условиях сурового бездорожья.
Литые диски
Используя технологии литья, удаётся получать изделия сложной формы. Эту особенность ценят автомобильные дизайнеры. Но у отлитых из лёгких сплавов деталей есть и другие преимущества:
- Точность геометрических размеров.
- Равномерное распределение веса, благодаря которому отсутствуют проблемы с балансировкой.
- Ценовая доступность. Такие комплектующие стоят дороже штампованных, но дешевле кованых или комбинированных аналогов.
Основным недостатком считается ограниченная устойчивость к ударным нагрузкам, ограничивающее применение литых дисков на спортивных машинах и внедорожниках.
Но если вы владеете обычным автомобилям, используя его для поездок на работу, в магазин или путешествий по шоссе, покупка таких деталей окажется оправданной.
Кованые диски
Ковка упрочняет поверхность металла, но не позволяет чрезмерно усложнять форму готовых изделий, сохраняя при этом достоинства литья:
- Геометрическую точность.
- Хорошие весовые характеристики.
Однако стоимость готовых изделий существенно возрастает. Изготовленная подобным образом продукция представляет интерес для владельцев:
- Скоростных спорткаров.
- Раллийных машин.
- Дорогих внедорожников большой массы.
Впрочем, если вы располагаете необходимыми средствами и не стремитесь к стилистическим изыскам, то можете оснастить такими комплектующими любое транспортное средство.
Комбинированные диски
Многие производители идут на компромисс. Незначительно пожертвовав прочностью, они выпускают изделия, состоящие из литых и кованых компонентов, сочетающие:
- Прочность.
- Точность изготовления.
- Красивый внешний вид.
Стоящие дешевле, чем аналоги, изготавливаемые методом ковки, эти детали рекомендованы к установке на машины разных типов.
Разборные диски
Для владельцев легковых машин подобные комплектующие в диковинку. А вот специалисты по эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов сталкиваются с ними довольно часто.
Детали, состоящие из отдельно изготавливаемых боковин и обода, собираются в единый узел и фиксируются с помощью болтов или запорных колец. Их применяют в тех случаях, когда из-за значительных размеров и прочного каркаса шину нельзя натянуть на диск.
Заключение
С этого следует начать тем, кто хочет знать, какие диски лучше выбрать для автомобиля. Только определившись с технологией производства и материалами изготовления, можно двигаться дальше, подбирая комплектующие по дизайну и типоразмерам. Но это уже отдельный разговор.
Читайте интересную статью, как восстановить авто из утиля?