Система охлаждения – жизненно важный орган автомобиля. Ее неисправность неминуемо ведет к перегреву двигателя и серьезным поломкам. Ключевым компонентом системы охлаждения является антифриз.
Циркулирующая по замкнутому контуру, в теории эта жидкость должна сохраняться в полном объеме на весь срок службы, до плановой замены. Но по факту нередки ситуации, когда уходит антифриз неизвестно куда: подтеков не видно, а уровень жидкости падает. Причин для такого явления может быть несколько.
Естественное снижение уровня воды
В состав большей части охлаждающих жидкостей входит тот или иной процент воды. В ситуациях, когда уровень давления внутри системы охлаждения приближается к критической отметке, происходит автоматическое открывание аварийного клапана, расположенного на расширительном бачке.
Именно через этот клапан устремляются наружу пары жидкости, уровень которой уменьшается при повышении давления. На самом деле, для того чтобы клапан сработал, не требуется каких-то сверхнагрузок. Достаточно постоять в хорошей пробке в жаркий день, или преодолеть снежный занос – и вот уже общий уровень тосола уменьшился.
Решение проблемы: если антифриз уходит постепенно и регулярно, а визуальной течи нигде нет, необходимо постоянно контролировать уровень жидкости, при необходимости доливая в расширительный бак дистиллированную воду.
Нарушение герметичности каналов
Система охлаждения автомобиля включает в себя большое количество каналов, по которым циркулирует тосол. В роли этих каналов выступают резиновые шланги, металлические трубки и патрубки.
Постоянные перепады температур в системе отопления, контактирование с агрессивными жидкостями и средами, высокий уровень вибрации – все эти факторы со временем приводят к тому, что трубки не выдерживают нагрузки и лопаются.
Что касается резиновых и силиконовых шлангов и патрубков, их срок жизни ограничен по умолчанию. Подвергаясь постоянным расширениям и сокращениям, со временем резина утрачивает свою эластичность.
Как следствие, шланги покрываются мелкими трещинами, которые могут быть незаметны с первого взгляда, но непременно обнаружатся при пристальном осмотре.
Это один из вариантов ответов на вопрос, куда уходит антифриз если нет подтеков. Помимо самих соединительных трубок, проблема может скрываться в местах их соединения с элементами системы охлаждения.
Решение проблемы: замена непригодных узлов. Игнорирование проблемы может стать причиной крупного разрыва и опасных повреждений системы.
Повреждение радиатора печки
Повреждение этого крупного узла системы охлаждения также может стать причиной того, что автовладелец будет задаваться вопросом, куда уходит антифриз если не протекает нигде.
Обратить внимание стоит на пол салона авто под креслом переднего пассажира. Именно туда через уплотнитель попадает исчезающий тосол. В салоне при этом появляется характерный неприятный запах, также можно заметить, что лобовое стекло начинает запотевать даже при погодных условиях, не располагающих к появлению на нем конденсата.
Решение проблемы: доступ к печке радиатора осуществляется из салона. Процесс этот довольно трудоемок, поэтому в отсутствии нужных навыков и инструментов лучшим решением станет обращение на автосервис. Временно решить проблему можно, устранив течь с помощью жидкого герметика, залитого в систему.
Поломка расширительного бачка
В подавляющем большинстве случаев расширительные бачки сделаны из пластика, поэтому повредить этот элемент не так уж сложно. Однако мы не будем рассматривать дефекты самого резервуара, так как в этом случае визуально видно и сразу понятно, куда уходит антифриз в машине.
Корпус бачка или его днище будут явно говорить о наличии течи.
Другой вопрос – неисправность крышки бачка, в которой расположен тот самый клапан, снижающий давление в системе. Поломка крышки может привести к тому, что клапан заклинит в открытом положении, и тогда не только водные пары, но и другие вещества, входящие в состав охлаждающей жидкости, будут постоянно выплескиваться наружу, стоит только двигателю прогреться до рабочей температуры.
Решение проблемы: бюджетный и несложный ремонт, заключающийся в замене крышки бачка или сразу всей емкости.
Разгерметизация системы
Если система охлаждения автомобиля теряет свою герметичность, тосол начинает уходить в цилиндры, где происходит его сгорание. Диагностировать наличие такой, весьма серьезной, проблемы, можно по некоторым признакам: из выхлопной трубы начинает идти густой белый дым, либо уровень масла удивительным образом повышается.
Неприятным последствием такого перемещения тосола может стать ухудшение смазывающих качеств масла, а это уже чревато гибелью ДВС. Кроме того, сгорание антифриза вместе с топливом приводит к образованию нагара на цилиндрах, что тоже негативно сказывается на общем состоянии силового агрегата.
Решение проблемы: сервисная диагностика, выявление места утечки, ремонт или замена вышедших из строя элементов.
Изучая причины, по которым уровень тосола в системе охлаждения может снижаться без видимых протечек, нельзя не упомянуть и самую безобидную естественную причину.
Прежде чем искать причину странного поведения тосола, важно вспомнить, что антифриз, несмотря на все его специфические свойства, в конечном счете – жидкость.
А жидкость имеет свойство уменьшать свой объем под воздействием низких температур. Именно поэтому при замере уровня антифриза в холодное время года его может оказаться меньше, чем при плюсовой температуре.
Если же падение уровня тосола продолжается без изменения температуры окружающей среды, особенно в случаях, если оно происходит резко, необходимо срочно провести диагностику с целью выявления течи.
Не стоит забывать о том, что своевременное устранение неполадок – залог долгой службы как отдельных элементов систем, так и всего автомобиля.